РУССКИЙENGLISH
МОСКВА КИЕВ АСТАНА
CESSI — Институт Сравнительных Социальных Исследований
Точность и профессионализм, проверенные временем

ВЛИЯНИЕ АКЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ

Осведомленность об проведенных акциях

26% несовершеннолетних за последнее время видели, слышали или читали материалы, направленные на предупреждение подросткового курения. Среди акций, которые запомнили респонденты, наиболее часто назывались реклама и программы против подросткового курения на телевидении, плакаты на улицах, различные акции в школах, информация о влиянии никотина на здоровье людей, лекции, акцию против продажи сигарет несовершеннолетним. Конкретные лозунги акций против подросткового курения смогли вспомнить лишь небольшая доля подростков.
Доля тех, кто обратил внимание на упомянутые акции, примерно одинакова во всех половозрастных группах. Среди мальчиков насчитывается 25% знающих об акции, среди девочек - 27%.Как видно из Таблицы 4, различия между возрастными группами относительно невелики.

Таблица 4

 

12-летние

13-летние

14-летние

15-летние

16-летние

17-летние

23%

24%

26%

31%

27%

24%

Уровень осведомленности об акциях по предупреждению подросткового курения составляет 24% в городах, и 30% - в сельской местности. В Таблице 5 показан процент подростков, которые знают об акции, по каждому региону страны.

Таблица 5

 

Северный / Центральный регион

Южный регион

Урал / Западная Сибирь

Восточная Сибирь / Дальний Восток

34%

20%

25%

20%

Подростки, которые курили в течение последнего месяца, обратили на прошедшие акции немного больше внимания, чем те, кто никогда не пробовал курить (30% по сравнению с 23%). Более того, наибольший процент (33%) знающих об акции - среди тех подростков, кто выкуривает больше 5 сигарет в день.

Эффективность акций

Подростки с трудом могли вспомнить что-либо конкретное из всех акций против подросткового курения, которые они видели. Не было обнаружено также существование какого-либо одного, доминантного аспекта в содержании этих акций, которые бы запомнились большинству или значительно части подростков. Некоторые подростки вспомнили конкретные рекламные ролики, которые они видели, другие смогли лишь вспомнить те месте, где они могли видеть что-либо, относящееся к акциям против подросткового курения. 65% подростков, обративших внимание на акцию по предупреждению подросткового курения, сказали, что полученная информация побудила их задуматься над вопросом, курить или не курить. Тем не менее, 49% из тех подростков, кто видел плакаты или телевизионные ролики, считают эту акцию неэффективной мерой для того, чтобы донести до подростков, какую опасность несет в себе курение; а 70% уверены, что большинство подростков не обратили внимания на эту акцию, и она не оказала на них никакого влияния. По мнению подростков, наиболее важная информация, которую подросткам необходимо знать о курении, должна касаться здоровья и того влияния, которое на него оказывает курение (см. График I).

ГРАФИК I. По Вашему мнению, что нужно знать подросткам, когда они начинают курить? 

Восприятие акции взрослыми

15% взрослых за последнее время видели, слышали или читали материалы, направленные на предупреждение подросткового курения; 65% из них считают такую акцию неэффективной. 30% родителей (респондентов, имеющих несовершеннолетних детей) считают, что эта акция побудила их детей задуматься над вопросом курить или не курить. Для усиления влияния подобных акций взрослые чаще всего предлагают делать больший акцент на разъяснении и демонстрации вреда, который курение причиняет здоровью (27%). По мнению 16%, более тщательно должны быть продуманы места размещения подобной информации. Еще 9% опрошенных предлагают привлекать несовершеннолетних к участию в пропаганде здорового образа жизни.

Далее