РУССКИЙENGLISH
МОСКВА КИЕВ АСТАНА
CESSI — Институт Сравнительных Социальных Исследований
Точность и профессионализм, проверенные временем

О ПРОЕКТЕ

Чтобы правильно вести компенсационную политику необходимо иметь на руках надежные и достоверные данные об инфляции (изменению стоимости жизни). Для того, чтобы верно выбрать правильный способ компенсации инфляции нужно знать, как она рассчитывается.

 

Что такое ИНДЕКС СТОИМОСТИ ЖИЗНИ (ИСЖ)? 
Cost-of-living index (COL) 

    • Это индекс, отражающий изменение цен на товары и услуги применительно к фиксированному набору товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину (потребительский набор отдельной категории населения). Индекс отображает динамику рыночной стоимости основной части потребительских расходов, обусловленную изменением цен на товары, тарифы и услуги.
    • Так же ИСЖ может отражать разницу рыночной стоимости потребительской корзины в зависимости от региональных различий.

       

      Что такое потребительская корзина

      • Потребительская корзина – набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, определенной социальной группы населения (в нашем случае сотрудников крупных компаний с иностранным капиталом).

       

      В чём особенности ИНДЕКСА СТОИМОСТИ ЖИЗНИ измеряемого ЦЕССИ:

        • ИСЖ отражает специфику потребления (потребительскую корзину), сотрудников ведущих фирм, в том числе предприятий с иностранным капиталом.
        • Индекс Стоимости Жизни позволяет сравнить различия стоимости потребительской корзины между городами и по отношению к Москве. В данном случае Москва принимается за сто процентов, а показания других городов приводятся в процентах по отношению к Москве (например, стоимость потребительской корзины в Самаре по отношению к Москве в первом квартале 2008 года был равен 75,6%).
        • Данные ИСЖ измеряемые ЦЕССИ в России сопоставимы с данными ИСЖ в городах Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана.
        • ИСЖ рассчитывается как для рублевой инфляции, так и для инфляции в долларах США и Евро.
        • Подписчикам предоставляется ретроспектива ИСЖ за всё время исследований по данному городу.

           

          Какова география исследований ИСЖ:

          • На постоянной основе мы исследуем ИСЖ по 32 городам России, 8 городам Украины, 4 городам Казахстана. По другим городам исследования ведутся исходя из пожеланий заказчиков.

           

          Сферы применения ИСЖ: 
          Состоявшаяся в 1987 г. в Женеве XIV Международная конференция статистиков труда выделила такие направления его использования:

            • Общий экономический и социальный анализ и обоснование некоторых политических решений;
            • Индексация пенсий, пособий, стипендий, заработной платы государственных служащих;
            • Пересмотр налоговых шкал;
            • Выработка соглашений между предпринимателями и профсоюзами об изменении заработной платы;
            • Принятие решений в юридической практике (например, относительно размера алиментов);
            • Учет инфляции в различных экономических, статистических, финансовых и коммерческих расчетах.

              ИСЖ от ЦЕССИ применяется в первую очередь НR - отделами ведущих компаний для индексации заработных плат, разработки политики льгот и компенсаций для своих сотрудников.

              Актуальность применения ИСЖ. 
              В настоящее время, когда экономика страны разбалансирована, всё труднее сохранять мотивацию персонала на должном уровне. Индекс инфляции не отражает положение в отдельных регионах, не отвечает структуре трат квалифицированных сотрудников, и может быть скорректирован в угоду политической целесообразности. Привязка к конвертируемой валюте так же не является панацеей, т. к. изменение курса валют не отражает динамики цен. ИСЖ поможет вашей компании вести адекватную индексацию заработных плат, политику льгот и компенсаций в зависимости от региона и изменений на потребительском рынке.

              Экономическая целесообразность применения ИСЖ. 
              Так как ИСЖ от ЦЕССИ представляет наиболее адекватную потребительскую корзину для сотрудников крупных компаний, то расходы на индексацию заработных плат будут носить оптимальный характер. Позволят, не снижая потребительские возможности сотрудников, избежать немотивированной переплаты, оптимизируя затраты работодателя.

               

              МЕТОДОЛОГИЯ

              Периодически (обычно раз в месяц) в определенных торговых точках производится измерение цен на набор различных продуктов.

              Полученные результаты сравниваются с предыдущими измерениями. Таким образом, фиксируются изменения цен на отдельные продукты. Затем изменения по каждому продукту взвешиваются на вес данного продукта в средней структуре потребления. В зависимости от того, какие товары и услуги берутся для исследования, в каких торговых точках, и какие веса этих товаров используются, индекс может сильно меняться.

              Наиболее распространенным индексом для расчета инфляции остается ИПЦ (индекс потребительских цен), предоставляемый Госкомстатом России. Этот индекс является по сути своей макроэкономическим и используется, как правило, для расчета макроэкономических показателей.

              Однако для целей компенсационной политики он не совсем удобен. Дело в том, что при расчете этого индекса используются усредненные показатели по всему населению (на практике, как правило, низко-доходных его групп). Учитываются структура расходов таких групп. Измеряются цены на товары, потребляемые этими группами. Однако работники многих частных компаний (особенно иностранных и совместных предприятий) не относятся к таким группам. Естественно, что инфляция влияет на них по-другому. И в этом случае использование официального ИПЦ не всегда удобно.

              В этом случае удобней использовать индекс стоимости жизни, который с 1995 года рассчитывает Институт Сравнительных Социальных Исследований (ЦЕССИ) по 25 городам в России, Украине, Казахстане и Белоруссии. Список городов постоянно расширяется. Индексом ЦЕССИ успешно пользуются HR специалисты крупнейших транснациональных компаний. Всего в числе подписчиков этого индекса находится порядка сорока корпораций. Основное отличие методики этого индекса от официальных показателей состоит в том, что при его расчете используются данные по группам населения с относительно высоким уровнем дохода. Соответственно, этот индекс показывает, как инфляция влияет на высокодоходные группы населения. Эта его особенность делает индекс удобным для использования при компенсации заработной платы.