РУССКИЙENGLISH
MOSCOW KIEV ASTANA
CESSI — Institute for comparative social research
Research quality and precision proven with time

WHAT IS CESSI COST OF LIVING PROJECT

[TRANSLATE TO АНГЛИЙСКИЙ:]

[Translate to Английский:] Чтобы правильно вести компенсационную политику необходимо иметь на руках надежные и достоверные данные об инфляции (изменению стоимости жизни). Для того, чтобы верно выбрать правильный способ компенсации инфляции нужно знать, как она рассчитывается.

Методика расчета индекса стоимости жизни примерно такова:

Периодически (обычно раз в неделю или раз в месяц) в определенных торговых точках производится измерение цен на определенные продукты.

Полученные результаты сравниваются с предыдущими измерениями. Таким образом, фиксируются изменения цен на отдельные продукты. Затем изменения по каждому продукту взвешиваются на вес данного продукта в средней структуре потребления. В зависимости от того, какие товары и услуги берутся для исследования, в каких торговых точках, и какие веса этих товаров используются индекс может сильно меняться.

Наиболее распространенным индексом для расчета инфляции остается ИПЦ (индекс потребительских цен), предоставляемый Госкомстатом России. Этот индекс является по сути своей макроэкономическим и используется, как правило, для расчета макроэкономических показателей.

Однако для целей компенсационной политики он не совсем удобен. Дело в том, что при расчете этого индекса используются усредненные показатели по всему населению (на практике, как правило, низко-доходных его групп). Учитываются структура расходов таких групп. Измеряются цены на товары, потребляемые этими группами. Однако работники многих частных компаний (особенно иностранных и совместных предприятий) не относятся к таким группам. Естественно, что инфляция влияет на них по-другому. И в этом случае использование официального ИПЦ не всегда удобно.

В этом случае удобней использовать индекс стоимости жизни, который с 1995 года рассчитывает Институт Сравнительных Социальных Исследований (ЦЕССИ) по 19 городам в России, на Украине и в Казахстане. Список городов постоянно расширяется. Индексом ЦЕССИ успешно пользуются HR специалисты таких компаний как Philip Morris, BAT, Reemtsma, Pepsico, Coca-Cola, Nestle и многие другие. Всего в числе подписчиков этого индекса находится порядка сорока корпораций. Основное отличие методики этого индекса от официальных показателей состоит в том, что при его расчете используются данные по группам населения с относительно высоким уровнем дохода. Соответственно, этот индекс показывает, как инфляция влияет на высокодоходные группы населения. Эта его особенность делает индекс удобным для использования при компенсации заработной платы.

В настоящее время ЦЕССИ проводит исследование по структуре затрат, которое поможет лучше отразить структуру расходов работников иностранных компаний; более точно очертить наборы товаров, которые они чаще всего покупают, магазины, в которые они чаще всего ходят.

При проведении этого исследования используется новая методика, где в качестве респондентов привлекаются работники иностранных компаний. Респонденты в течение месяца заполняют дневники, куда вносятся все расходы сделанные его семьей за текущий период. Данные агрегируются и сводятся в среднюю структуру. Структура расходов, полученная таким образом, лучше всего отражает потребительские предпочтения представителей работников иностранных компаний. Использование данных этого исследования позволит наилучшим образом адаптировать cost of living индекс к потребностям этой социальной группы.

Вы сами и работники Вашей компании, также можете принять участие в этом исследовании. Это даст Вам возможность лучше оценить структуру расходов работников Вашей компании, а также позволит учесть особенности трат сотрудников вашей фирмы в общей структуре затрат.

Помимо этого следует отметить, что ЦЕССИ рассчитывает не только рублевую инфляцию, но и изменения долларовых цен. Поэтому, если зарплата в компании номинирована в долларах, использование этого индекса также оправданно.