Шаукенова Зарема Каукенова
директор Института Сравнительных Социальных Исследований «ЦЕССИ-Казахстан», доктор социологических наук
Об отношении казахстанского общества к реформам в системе образования
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации» сказано, что «страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал» (1). Президент поставил перед государственными органами большие задачи по развитию современной системы образования и подготовки высококвалифицированных менеджеров. Произошедшие в казахстанском обществе реформы затронули и систему образования, коснувшись практически всех ее элементов - содержания образования, методов и форм обучения, приемов оценки результатов, управленческих структур, финансирования и т.д.
Министерство образования и науки РК разработало Концепцию развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Цель Концепции – определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и государства.
С момента опубликования Концепции началось ее широкое обсуждение. Спектр мнений высказанных как сторонниками, так и оппонентами относительно Концепции достаточно разнообразен.
С целью выяснения ситуации в сфере образования Институт сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ - Казахстан» в 2004 г. провел республиканское социологическое исследование по заказу Министерства образования и науки РК. В числе основных задач исследования было выявление: - эффективности проводимых реформ в системе образования;
- проблем, связанных с мерами по повышению качества образования (аккредитация ВУЗов, учебных заведений, лицензирование и др.);
- рейтингов высших учебных заведений;
- адаптированности новых учебных программ, пособий и учебников;
- удовлетворенность уровнем и качеством образования;
- места образования в системе ценностных предпочтений населения;
- отношения к образованию в целом и отдельным его видам;
- информированности о реформах в сфере образования.
Методология опроса Выборка:Для целей настоящего исследования были использованы две выборки:
Объем выборки 1000 человек, позволивший получить репрезентативные данные по стране в целом для городского и сельского населения, а также по основным социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, национальность, образование).
В данной статье представлены основные выводы социологического исследования.
Образование как социальный институт имеет решающее значение в жизни общества и отдельного человека. По результатам исследования образование является одной из важных ценностей для казахстанцев. На вопрос «Насколько важной является для Вас ценность образования?» каждый третий опрошенный (30,4%) ответил, что это важная ценность, почти половина (47,3%) определяют образование как одну из самых важных категорий в системе ценностей (табл.1).
Таблица 1
Важность ценности образования, %
| Средняя | Самая важная | 30,4 | Одна из самых важных | 47,3 | Важная, но не первостепенная | 16,9 | Не очень важная | 3,6 | Затрудняюсь ответить | 1,8 |
Распределение ответов на данный вопрос в зависимости от места проживания респондентов показало, что городские жители чаще оценивают образование как одну из важных ценностей, тогда как среди сельчан большее склонны относить образование к важной, но не первостепенной ценности. Таким образом в настоящее время в казахстанском обществе достаточно высоко ценится образование.
Ценность образования для населения подтверждается данными о наличии высоко степени обеспокоенности респондентов будущим образования в стране.
Реформы в образовании носят динамичный характер, порой достаточно радикальный, поскольку вносятся структурные и институциональные изменения. На начальном этапе важно определить правильность направления развития. В случае обозначения негативных тенденций есть возможность корректировать и регулировать процесс.
В табл. 2 приведены результаты ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, реформы в системе образования в Казахстане движутся в правильном направлении или они в значительной степени пошли по неправильному пути?» (отдельно по каждой сфере образования).
В целом реформы движутся в правильном направлении по мнению большинства респондентов: 45,5% - в среднем, 44,8% - в профессиональном и 40,9% - в высшем образовании.
Вместе с тем достаточно большая часть участников опроса (от 22,2% до 30,9%) затруднилась дать определенный ответ на данный вопрос.
Таблица 2
Мнение респондентов об адекватности реформ в сфере образования, % | В правильном направлении, совершенно уверен | В правильном направлении | В неправильном направлении | В неправильном направлении, совершенно уверен | З/0 | Реформы в среднем образовании | 6,2 | 45,5 | 24,0 | 2,2 | 22,2 | Реформы в начальном и среднем профессиональном образовании | 5,2 | 44,8 | 17,5 | 1,6 | 30,9 | Реформы в высшем образовании | 6,9 | 40,9 | 20,3 | 3,0 | 28,9 |
Злободневным вопросом системы образования выступает его качество. В сущности, реформирование данной системы направлено на повышение качества образования и образовательных услуг. Респонденты отмечали, что во всех оцениваемых сферах образования существует достаточный уровень качества. Однако среди респондентов также существует мнение, что различные сферы образования не в полной мере обеспечивают качество (табл.3).
Таблица 3
Мнение респондентов о качестве образования, % | Обеспечивает в полной мере | Достаточно обеспечивает | Недостаточно обеспечивает | Совсем не обеспечивает | Затрудняюсь ответить | Система среднего образования | 6,0 | 44,0 | 35,4 | 4,0 | 10,6 | Система начального и среднего профессионального образования | 5,1 | 38,1 | 33,1 | 4,9 | 18,6 | Система высшего образования | 5,7 | 35,1 | 33,8 | 7,0 | 18,4 |
В целом, большинство респондентов считают, что в настоящее время в системе образования решаются многие приоритетные задачи (табл.4).
Таблица 4
Решение приоритетных задач в системе образования, % | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | Создание условий для освоения образовательных программ | 57,5 | 16,2 | 26,3 | Развитие творческих, духовных и физических возможностей личности | 50,8 | 24,1 | 25,1 | Воспитание гражданственности и патриотизма | 46,4 | 26,1 | 27,5 | Приобщение к достижениям культуры | 49,7 | 23,4 | 26,9 | Расширение автономности, самостоятельности организаций образования | 36,1 | 17,8 | 46,1 | Внедрение новых технологий обучения | 53,5 | 14,6 | 31,9 | Информатизация образования | 63,0 | 10,1 | 26,9 | Подготовка квалифицированных специалистов | 48,6 | 20,9 | 30,5 | Переобучение и переподготовка кадров | 48,0 | 15,2 | 36,8 |
Об уровне учебно-методической базы образования можно судить по такому показателю, как качество учебников и учебных программ. В ходе опроса респондентам было предложено высказать мнение о качестве отечественных учебников и учебных программ. Удовлетворены качеством новых учебников и учебных программ 23,1 % респондентов, почти столько же опрошенных считают, что «новые учебники и учебные программы недостаточно хорошие» (27,4%), значительная часть респондентов (42,0%) затруднилась с оценкой.
Начиная с 2004 года, в стране введена система Единого национального тестирования (ЕНТ), которая предполагает совмещение выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузы. Выпускники школ уже сейчас готовится к Единому национальному тестированию. Положительное отношение к введению ЕНТ отметили 51,2% респондента (25,0% - положительно и 26,2% - скорее положительно). Отрицательно по отношению к ЕНТ настроены 24,3% участников опроса (12% отрицательно и 14,3% скорее отрицательно). Вместе с тем некоторая часть респондентов не определилась с оценками ЕНТ (22,0%).
Свое позитивного отношение к ЕНТ опрошенные объяснили тем, что ЕНТ это объективная форма контроля (28,4%).
В Концепции развития системы образования большое внимание уделяется повышению качества обучения в высших учебных заведениях. С этой целью после второго (третьего) курса, начиная с 2004 года, введена промежуточная аттестация студентов. Большинство участников опроса (61,2%) поддерживают, т.е. относятся положительно и скорее положительно к введению промежуточной аттестации обучающихся в ВУЗе. Удельный вес отрицательных ответов составил 17,4% от всех ответивших.
Респондентами отмечено, что в Казахстане имеются достаточные возможности получения образования на всех его стадиях. В большей степени это относится к системе среднего (60,9%), начального и средне профессионального (54,1%) образования. Несколько в меньшей степени к системе высшего образования (39,6%) (табл.5).
Таблица 5
Удовлетворенность имеющимися возможностями
получения различных уровней образования в Казахстане, % Степень удовлетворенности | Уровень образования | среднее | начальное и средне профессиональное | высшее | Полностью удовлетворен | 10,0 | 6,3 | 6,3 | Удовлетворен | 50,9 | 47,8 | 33,3 | Не то, чтобы удовлетворен, но и не то чтобы нет | 16,4 | 11,6 | 17,3 | Не удовлетворен | 8,5 | 7,4 | 17,3 | Очень не удовлетворен | 1,0 | 1,4 | 4,6 | Затрудняюсь ответить, не знаю | 13,2 | 25,5 | 21,1 |
Респондентам, которые отметили неудовлетворенность средним образованием в Казахстане, был задан вопрос, что именно их не устраивает. Наиболее часто упоминалось следующее: низкий уровень знаний (17,8%), недостаточно квалифицированные педагоги (12,7%), слабая материально-техническая база (8,1%).
По результатам проведенного опроса Концепция развития системы образования в Республике Казахстан имеет больше сторонников, чем противников. Так, 39,8% респондентов высказались в пользу Концепции, 18,3% отнеслись к ней отрицательно.
Успех реформирования образования в определенной степени зависит от информированности населения. Данные социологического исследования говорят о том, что более половины населения (55,3%) в той или иной мере информированы о Концепции развития системы образования в Республике Казахстан.
Одним из источников информации для населения являются средства массовой информации. Следует обратить внимание на тот факт, что у населения на основании информации из СМИ не сформировалось устойчивого мнения о Концепции образования. Полученные ответы на вопрос о том, что именно Вы слышали, читали, видели о Концепции образования в СМИ имеют большой разброс или респонденты затруднились с конкретизацией ответов.
Согласно результатам опроса респонденты наиболее информированы о реформах в сфере среднего школьного образования, а именно в части перехода к двенадцатилетней системе обучения в школе. У предполагаемого нововведения по данным исследования на сегодняшний день 30,6% сторонников. Следует отметить, что налицо значительный сдвиг в общественном мнении в пользу 12-летнего срока школьного обучения по сравнению с резкой критикой в адрес данной идеи на первых порах ее озвучивания для общественности. Вместе с тем число тех, кто считает данный шаг неверным достаточно высоко и составляет 56,7%.
Следует отметить, что большинство респондентов имеющих незаконченное высшее, высшее образование и ученую степень затрудняются как в определении необходимости изменений в существующей системе присвоения ученых степеней, так и в необходимости введения степени Доктора философии (PhD).
Наряду с этим 34,5 % опрошенных относится к этому положительно. Ими указано, что введение новой ученой степени (PhD) приведет к повышению качества и приблизит казахстанскую систему образования к мировым стандартам.
Самыми престижными вузами страны среди государственных эксперты отметили: КазНУ им.Аль-Фараби (50,6%), ЕНУ им. Л.Н.Гумилева (24,6%), КарГУ им.Е.А.Букетова (16,4%), КазНТУ (15,0%) и КИМЭП (10,6%). Ответ на вопрос о самых престижных частных вуза в стране вызвал у экспертов значительные затруднения. 72,4% плохо разбираются в том, какие частные вузы имеются в стране, и что они из себя представляют. Среди частных вузов были Туран, Кайнар, Адилет и КазГюа, при этом о престижности данных вузов думает менее десяти процентов опрошенных экспертов. Главными критериями престижности вуза чаще всего отмечались такие показатели, как качественное образование, получаемое в вузе, наличие в вузе хорошей материально-технической базы; наличие в вузе квалифицированных преподавателей, а также репутация вуза.
В целом можно сделать вывод, что в Казахстане сложилась и целенаправленно реформируется достаточно современная система образования, играющая важнейшую роль в социализации личности, ее подготовки к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.
Литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Астана: Елорда, 2005. С.17.
|