РУССКИЙENGLISH
МОСКВА КИЕВ АСТАНА
CESSI — Институт Сравнительных Социальных Исследований
Точность и профессионализм, проверенные временем

ОБ ОТНОШЕНИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА К РЕФОРМАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Шаукенова Зарема Каукенова

директор Института Сравнительных Социальных Исследований «ЦЕССИ-Казахстан», доктор социологических наук

Об отношении казахстанского общества к реформам в системе образования

 

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации» сказано, что «страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал» (1). Президент поставил перед государственными органами большие задачи по развитию современной системы образования и подготовки высококвалифицированных менеджеров. Произошедшие в казахстанском  обществе реформы затронули и систему образования, коснувшись практически всех ее элементов - содержания образования, методов и форм обучения, приемов оценки результатов, управленческих структур, финансирования и т.д.

Министерство образования и науки РК разработало Концепцию развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Цель Концепции – определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и государства.

С момента опубликования Концепции началось ее широкое обсуждение. Спектр мнений высказанных как сторонниками, так и оппонентами  относительно Концепции достаточно разнообразен.

 С целью выяснения ситуации в сфере образования Институт сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ - Казахстан» в 2004 г. провел республиканское социологическое исследование по заказу Министерства образования и науки РК.  В числе основных задач исследования было выявление:

  • эффективности проводимых реформ в системе образования;
  • проблем, связанных с мерами по повышению качества образования (аккредитация ВУЗов, учебных заведений, лицензирование и др.);
  • рейтингов высших учебных заведений;
  • адаптированности новых учебных программ, пособий и учебников;
  • удовлетворенность уровнем и качеством образования;
  • места образования в системе ценностных предпочтений населения;
  • отношения к образованию в целом и отдельным его видам;
  • информированности о реформах в сфере образования.

 Методология опроса Выборка:Для целей настоящего исследования были использованы две выборки:

 Объем выборки 1000 человек, позволивший получить репрезентативные данные по стране в целом для городского и сельского населения, а также по основным социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, национальность, образование).

В данной статье представлены основные   выводы социологического исследования.

 Образование как социальный институт имеет решающее значение в жизни общества и отдельного человека. По результатам исследования образование является одной из важных ценностей для казахстанцев. На вопрос «Насколько важной является для Вас ценность образования?» каждый  третий опрошенный (30,4%) ответил, что это важная ценность, почти половина (47,3%) определяют образование  как одну из самых важных категорий в системе ценностей (табл.1).

 Таблица 1

Важность ценности образования, %

 

 

Средняя

Самая важная

30,4

Одна из самых важных

47,3

Важная, но не первостепенная

16,9

Не очень важная

3,6

Затрудняюсь ответить

1,8

 

Распределение ответов на данный вопрос в зависимости от места проживания респондентов показало, что городские жители чаще оценивают образование как одну из важных ценностей, тогда как среди сельчан большее  склонны относить образование к важной, но не первостепенной ценности. Таким образом в настоящее время в казахстанском обществе достаточно высоко ценится образование.

Ценность образования для населения подтверждается данными о наличии высоко степени обеспокоенности респондентов будущим образования в стране.

Реформы в образовании носят динамичный характер, порой достаточно радикальный, поскольку вносятся структурные и институциональные изменения. На начальном этапе важно определить правильность направления развития. В случае обозначения негативных тенденций есть возможность корректировать и регулировать процесс.

В табл. 2 приведены результаты ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, реформы в системе образования  в Казахстане движутся в правильном направлении или они в значительной степени пошли по неправильному пути?» (отдельно по каждой сфере образования).

В целом реформы движутся в правильном направлении по мнению большинства респондентов: 45,5%  - в среднем, 44,8% - в профессиональном  и 40,9%  - в высшем образовании.

Вместе с тем достаточно большая часть участников опроса  (от 22,2% до 30,9%) затруднилась дать определенный ответ  на данный вопрос.

Таблица 2

Мнение респондентов об адекватности реформ  в сфере образования, %

 

В правильном направлении, совершенно уверен

В правильном направлении

В неправильном направлении

В неправильном направлении, совершенно уверен

З/0

 

Реформы в среднем образовании

6,2

45,5

24,0

2,2

22,2

Реформы в начальном и среднем профессиональном образовании

5,2

44,8

17,5

1,6

30,9

Реформы в высшем образовании

6,9

40,9

20,3

3,0

28,9

 

Злободневным вопросом системы образования выступает его качество. В сущности, реформирование данной системы направлено на повышение качества образования и образовательных услуг. Респонденты отмечали, что во всех оцениваемых сферах образования существует достаточный уровень качества. Однако среди респондентов также существует мнение, что  различные сферы образования не в полной мере  обеспечивают качество (табл.3). 

Таблица 3

 Мнение респондентов о качестве образования, %

 

Обеспечивает в полной мере

Достаточно обеспечивает

Недостаточно обеспечивает

Совсем не обеспечивает

Затрудняюсь ответить

Система среднего образования

6,0

44,0

35,4

4,0

10,6

Система начального и среднего профессионального образования

5,1

38,1

33,1

4,9

18,6

Система высшего образования

5,7

35,1

33,8

7,0

18,4

В целом, большинство респондентов считают, что в настоящее время в системе образования решаются многие приоритетные задачи (табл.4).

Таблица 4

Решение приоритетных задач в системе образования, %

 

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Создание условий для освоения образовательных программ

57,5

16,2

26,3

Развитие творческих, духовных и физических возможностей личности

50,8

24,1

25,1

Воспитание гражданственности и патриотизма

46,4

26,1

27,5

Приобщение к достижениям культуры

49,7

23,4

26,9

Расширение автономности, самостоятельности организаций образования

36,1

17,8

46,1

Внедрение новых технологий обучения

53,5

14,6

31,9

Информатизация образования

63,0

10,1

26,9

Подготовка квалифицированных специалистов

48,6

20,9

30,5

Переобучение и переподготовка кадров

48,0

15,2

36,8

 

Об уровне учебно-методической базы образования можно судить по такому показателю, как качество учебников и учебных программ. В ходе опроса респондентам было предложено высказать мнение о качестве отечественных учебников и учебных программ. Удовлетворены качеством новых учебников и учебных программ 23,1 % респондентов, почти столько же опрошенных считают, что  «новые учебники и учебные программы недостаточно хорошие» (27,4%), значительная часть респондентов (42,0%) затруднилась с оценкой.

Начиная с 2004 года,  в стране введена система Единого национального тестирования (ЕНТ), которая предполагает совмещение выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузы.  Выпускники школ уже сейчас готовится к Единому  национальному тестированию. Положительное  отношение к введению ЕНТ отметили 51,2% респондента (25,0% - положительно и 26,2% - скорее положительно). Отрицательно по отношению к ЕНТ  настроены 24,3% участников опроса (12% отрицательно и 14,3% скорее отрицательно).  Вместе с тем некоторая часть респондентов  не определилась с оценками ЕНТ  (22,0%).


Свое позитивного отношение к ЕНТ опрошенные объяснили тем, что ЕНТ это объективная форма контроля (28,4%).

В Концепции развития системы образования большое внимание уделяется повышению качества обучения в высших учебных заведениях. С этой целью после второго (третьего) курса, начиная с 2004 года, введена промежуточная аттестация студентов. Большинство участников опроса (61,2%) поддерживают, т.е. относятся положительно и скорее положительно к введению промежуточной аттестации обучающихся в ВУЗе. Удельный вес отрицательных ответов составил 17,4% от всех ответивших.

Респондентами отмечено, что в Казахстане имеются достаточные возможности получения образования на всех его стадиях. В большей степени это относится к системе среднего (60,9%), начального и средне профессионального (54,1%) образования. Несколько в меньшей степени к системе высшего образования (39,6%) (табл.5).

Таблица 5

Удовлетворенность имеющимися возможностями

получения различных уровней образования в Казахстане, %

Степень удовлетворенности

Уровень образования

среднее

начальное и средне профессиональное

высшее

Полностью удовлетворен

10,0

6,3

6,3

Удовлетворен

50,9

47,8

33,3

Не то, чтобы удовлетворен, но и не то чтобы нет

16,4

11,6

17,3

Не удовлетворен 

8,5

7,4

17,3

Очень не удовлетворен

1,0

1,4

4,6

Затрудняюсь ответить, не знаю

13,2

25,5

21,1

 

Респондентам, которые отметили неудовлетворенность средним образованием в Казахстане, был задан вопрос, что именно их не устраивает. Наиболее часто упоминалось следующее: низкий уровень знаний (17,8%), недостаточно квалифицированные педагоги (12,7%), слабая материально-техническая база (8,1%).

По результатам проведенного опроса Концепция развития системы  образования в Республике Казахстан имеет больше сторонников, чем противников. Так, 39,8% респондентов высказались в пользу Концепции, 18,3% отнеслись к ней отрицательно.

Успех реформирования образования в определенной степени зависит от информированности населения. Данные социологического исследования говорят о том, что более половины населения (55,3%) в той или иной мере информированы о Концепции развития системы образования в Республике Казахстан.

Одним из источников информации для населения являются средства массовой информации. Следует обратить внимание на тот факт, что у населения на основании информации из СМИ не сформировалось устойчивого  мнения о Концепции образования. Полученные ответы на вопрос о том, что именно Вы слышали, читали, видели о Концепции образования в СМИ имеют большой разброс или респонденты затруднились с конкретизацией ответов. 

Согласно результатам опроса респонденты наиболее информированы о реформах в сфере среднего школьного образования, а именно в части перехода  к двенадцатилетней системе обучения в школе.   У предполагаемого  нововведения по данным исследования на сегодняшний день 30,6% сторонников.  Следует отметить, что налицо значительный сдвиг в общественном мнении в пользу 12-летнего срока школьного обучения по сравнению с резкой критикой в адрес  данной идеи на первых порах ее озвучивания для общественности.   Вместе с тем число тех, кто считает данный шаг неверным достаточно высоко и составляет 56,7%.

Следует отметить, что большинство респондентов имеющих незаконченное высшее, высшее образование  и ученую степень  затрудняются как в определении необходимости изменений в существующей системе присвоения ученых степеней, так  и  в необходимости введения степени Доктора философии (PhD).

Наряду с этим 34,5 % опрошенных относится  к этому положительно. Ими указано, что введение новой ученой степени  (PhD) приведет к повышению качества и приблизит казахстанскую систему образования к мировым стандартам.

Самыми престижными вузами страны среди государственных эксперты отметили: КазНУ им.Аль-Фараби (50,6%), ЕНУ им. Л.Н.Гумилева (24,6%), КарГУ им.Е.А.Букетова (16,4%),  КазНТУ (15,0%) и КИМЭП (10,6%). Ответ на вопрос о самых престижных частных вуза в стране вызвал у экспертов значительные затруднения. 72,4% плохо разбираются в том, какие частные вузы имеются в стране, и что они из себя представляют. Среди частных вузов были Туран, Кайнар, Адилет и КазГюа, при этом о престижности данных вузов думает менее десяти процентов опрошенных экспертов. Главными критериями престижности вуза чаще всего отмечались такие показатели, как качественное образование, получаемое в вузе, наличие в вузе хорошей материально-технической базы; наличие в вузе квалифицированных преподавателей, а также репутация вуза.

В целом можно сделать вывод, что в Казахстане сложилась и целенаправленно реформируется достаточно современная система образования, играющая важнейшую роль в социализации личности, ее подготовки к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

 

Литература:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Астана: Елорда, 2005. С.17.