РУССКИЙENGLISH
МОСКВА КИЕВ АСТАНА
CESSI — Институт Сравнительных Социальных Исследований
Точность и профессионализм, проверенные временем

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КАЗАХСТАНЕ: ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Ракишева Ботагоз Ислямовна

зам. директора Института сравнительных
социальных исследований ЦЕССИ-Казахстан,
кандидат социологических наук

 

Миграционные процессы в Казахстане: фактор государственной политики  

Миграция–естественное проявления мобильности человека, мотивированное его стремлением к улучшению условий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей. Миграция играет важную роль в формировании этнического состава той или иной общности и даже может определять судьбу целых государств.

Казахстан, в числе немногих стран (Германия, Израиль) ведет активную диаспоральную политику, которая нацелена на сохранение этнической идентичности, национальной самобытности казахов, проживающих за рубежом, которая имеет важное стратегическое значение.

Этот фактор объясняется следующими позициями. С одной стороны, в условиях кризисной демографической ситуации внутри страны диаспора рассматривается как дополнительный человеческий ресурс Казахстана. С другой стороны, в современных условиях интеграции и глобализации казахская диаспора может стать важной составляющей внешнеполитической и внешнеэкономической политики страны. Учитывая удельный вес проживающих за границей казахов, которые составляют почти треть населения Казахстана, диаспора является весомым  социальным ресурсом независимого государства.

 Как известно, общность первоначальной территории обитания (прародины), наряду с общностью происхождения, общностью культурной истории, общностью языка является основной частью диаспорного сознания /1/. Основным мотивом оралман является возвращение на историческую Родину и в перспективе прогнозируется увеличение притока в страну этнических казахов, тем более в ближайшее время указом Президента увеличена квота до 15 000 человек ежегодно.

Обретение Нзависимости стало важным шагом на пути консолидации казахов, проживающих в разных уголках земного шара, которые в силу политических и экономических процессов в разное время покинули территорию Казахстана. Надо отметить, что вопросы изучения судеб казахской диаспоры стали подниматься относительно недавно.

На уровне законодательного обеспечения проблема поддержки соотечественников имела некоторое решение. В период с 1996 года по 2000 год поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, осуществлялась в соответствии с Государственной программой поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года № 3308. Программа была представлена комплексом мероприятий и состояла из шести основных разделов: научное обеспечение, нормативная правовая база, образование, культура, туризм и спорт, вопросы книгоиздания и средств массовой информации, организационные меры. Для качественного и полноценного осуществления намеченных целей в ноябре 2005 года Президент подписал Указ «О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы». В числе других законодательных  актов:  Закон Республики Казахстан «О миграции населения», Отраслевая программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001–2010 годы, Указ Президента Республики Казахстан о квоте иммиграции оралманов на 2005 — 2007 годы от 27 декабря 2004 года, Инструкция о порядке определения статуса репатрианта (оралман), реэмигранта, переселенца, а также вынужденного переселенца.

Данная политика государства значительно влияет на миграцию в страну оралман. Так, в Казахстане по данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан за период с 1993 года по 1 октября 2005 года прибыло 117 698 семей оралман (464 426 чел), преимущественно из Узбекистана (61,5%), Монголии (15,4%), Туркменистана (9%), Китая (4,8%), России (4%). Устойчивое улучшение социально-экономической и политической ситуации в республике и анализ иммиграционного настроения в сопредельных странах, а также диаспоральная политика, проводимая в Казахстане позволяют прогнозировать дальнейшее увеличение количество прибывающих в Казахстан оралман.

 

Количество семей оралман, прибывших с 1993 года в Казахстан

 

 

Кол-во семей оралманов

Кол-во человек

Акмолинская

5507

27098

Актюбинская

3893

18339

Алматинская

17250

60770

Атырауская

2389

8237

Восточно-Казахстанская

2582

12567

Жамбылская

8393

49365

Западно-Казахстанская

1652

7030

Карагандинская

6929

28792

Кызылординская

2204

9922

Костанайская

3253

12790

Мангистауская

18591

61737

Павлодарская

3926

16598

Северо-Казахстанская

4390

21597

Южно-Казахстанская

35006

122131

г.Алматы

1108

4209

г.Астана

625

3244

ИТОГО

117698

464426

 

Результаты социологического исследования, проведенного Институтом сравнительных социальных исследований ЦЕССИ-Казахстан, одной из задач которого была оценка государственной диаспоральной политики (выборка 1200 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, выборка репрезентатирует  население страны по полу, возрасту, национальности, время проведения-  март-апрель  2006 года) выявили ряд тенденций.

Почти половина опрошенных (49,4%) выразили свое положительное отношение к тому, что Казахстан проводит политику поддержки соотечественников за рубежом и приглашает на историческую Родину, треть опрошенных выразили нейтральную позицию, отрицательно к этому относятся 15,1%.

 

Как вы относитесь к тому, что Казахстан в числе немногих стран занимается поддержкой  соотечественников, проживающих за рубежом и приглашает на свою историческую Родину оралманов?

 

Положительно

26,1

Скорее положительно, чем отрицательно

23,3

Нейтрально, безразлично

28,0

Скорее отрицательно, чем положительно

8,8

Отрицательно

6,3

Другое

0,7

Затрудняется ответить

6,8

 

44,1% респондентов отметили дружелюбное взаимоотношения между коренными жителями и оралманами. Напряжеными эти отношения назвали 17,5% опрошенных.

 

Как Вы охарактеризовали бы отношения между коренными жителями  и оралманами  (прибывшими за последние 5 лет)  в Вашем населенном пункте  в настоящее время? Считаете ли Вы, что эти отношения…

 

Очень хорошие, беспроблемные

9,2

Довольно хорошие

34,9

Не очень хорошие, напряженные

17,5

Плохие, сложные

2,6

В нашем населенном пункте оралманы не проживают

11,6

Затрудняюсь ответить

24,2

 

В ходе социологического исследования респондентов просили ответить на вопрос о том, собираются ли они в ближайшее время сменить свое место жительства, переехав в другой населенный пункт.

Как показывают ответы респондентов, достаточно существенная часть казахстанцев, а именно 66,1% опрошенных «ни в коем случае никуда переезжать не собираются».

Еще 20,3% опрошенных заявили, что в настоящее время переезжать на новое место не собираются, однако, допускают, что в будущем, в зависимости от обстоятельств, все же могут принять решение о переезде.

3,1% опрошенных заявили, что уже приняли решение в ближайшие год – два сменить место своего жительства. Ещё 6,0% опрошенных пока окончательного решения о переезде не приняли, но в будущем (в течение 3 – 5 лет) точно сменят место своего жительства.

 

 «Скажите, собираетесь ли Вы в ближайшее время сменить место своего жительства?» (в %)

Да, в самое ближайшее время (максимум в течение 1 – 2 лет) собираюсь переезжать

3,1

В настоящее время нет, но в будущем (т.е. в течение 3 - 5 лет) точно перееду в другое место

6,0

Пока мыслей о переезде не было, однако все будет зависеть от обстоятельств: возможно, что в будущем перееду жить в другое место, а может быть и нет

20,3

Нет, ни в коем случае никуда переезжать не собираюсь

66,1

Затруднились с ответом

4,5

 

По площади Казахстан является 9-м, т.е. одним из самых больших государств мира. В то же время на столь значительной территории по официальным статистическим данным проживает менее 15-ти миллионов человек.

Данное обстоятельство сдерживает экономическое развитие страны, а также является проблемой с точки зрения национальной безопасности, особенно, если учесть, что большинство сопредельных с Казахстаном государств располагают гораздо бóльшими человеческими  ресурсами.

В Стратегии развития Казахстана 2030 года вопросу о необходимости роста населения страны уделяется необходимое внимание. В частности, в данном документе определена задача - довести численность населения Казахстана к 2030 году до 20 миллионов человек.

Как показали результаты проведенного социологического опроса, большинство казахстанцев  поддерживают данную идею, 78,5% опрошенных считают, что «для Казахстана будет лучше», если численность его населения будет увеличиваться. В то же время 10,0% опрошенных считают, что «будет лучше, если численность населения останется на том же уровне, что и сейчас».

 

 

«Как Вы считаете, что будет лучше для Казахстана? Если численность населения нашей страны будет увеличиваться, останется на прежнем уровне или будет сокращаться?» (в %)

Население должно увеличиваться

78,5

Будет лучше, если численность населения останется на том же уровне, что и сейчас

10,0

Население Казахстана должно сократиться

1,5

Затруднились с ответом

10,0

 

Как видно из анализа статистических данных, численность населения в Республике Казахстана вновь начала увеличиваться в последние несколько лет. Десятилетний период сокращения (1992-2002 годы) завершился. Причиной уменьшения численности населения являлся мощный миграционный отток, значительно перекрывавший невысокий естественный прирост. Постепенно миграционный отток сокращался, естественный прирост увеличивался. Наконец, в 2002 году естественный прирост превысил отрицательное сальдо внешней миграции, а с 2004 года численность населения Казахстана стало расти за счет обеих составных /2/.

 

Компоненты изменения численности населения Казахстана   1991-2004 гг.

  

Источник: Демографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. Алматы, 1998, с. 9; Демографический ежегодник Казахстана. 2005. Статистический сборник. Алматы, 2005, с. 5.

 

Основные миграционные потоки в республике сформировались с Россией, Украиной и странами Средней Азии в рамках СНГ и Германией среди стран вне СНГ.

Со всеми странами СНГ сохраняется положительное сальдо миграции, кроме Российской Федерации, Беларуси и Украины. Однако, следует отметить, что за период с 1999г. по 2005г. миграционная убыль с этими странами сократилась в 3,5 раза, 8,9 раза и 9,9 раза соответственно. Наибольшие прибытие иммигрантов за этот период из Узбекистана и России, доля которых составила 46,6% и 40,2% соответственно от общего числа прибывших из стран СНГ. Из общего числа выбывших в страны СНГ 92,8% мигрантов эмигрируют в Российскую Федерацию /3/.

 

Миграционный (ая) прирост (убыль) населения со странами СНГ

человек

 

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Страны СНГ

-80779

-73247

-51077

-31111

11521

14902

25131

  в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Азербайджан

76

68

127

132

138

136

75

Армения

6

82

55

78

110

98

102

Беларусь

-4239

-2838

-1957

-1465

-763

-453

-476

Грузия

15

36

53

102

119

83

78

Кыргызская Республика

282

937

1597

1982

2357

2308

2428

Молдова

-89

-5

14

26

10

29

26

Российская Федерация

-81396

-84783

-71420

-58294

-23886

-25650

-23476

Таджикистан

398

541

417

343

285

208

139

Туркменистан

908

1973

2897

3115

3297

3235

2376

Узбекистан

4946

11533

17751

23667

30209

35117

44029

Украина

-1686

-791

-611

-797

-355

-209

-170

 

Из стран вне СНГ положительное сальдо миграции населения сложилось с Китаем, Монголией, Турцией, а отрицательное - с Германией, США, Канадой, Израилем. За 1999-2005гг. в миграционном обмене с Китаем, Монголией прирост населения возрос в 31,8 раза и 11,1 раза соответственно, 4,2 раза сократилась в убыль населения с Германией, в которую направляется 92,6% мигрантов, эмигрирующих в страны вне СНГ. В числе иммигрантов, прибывших в Казахстан из стран вне СНГ, мигранты из Китая составляют 36%, Монголии - 23,3%, Германии - 13,3%.

 

 

Миграционный (ая) прирост (убыль) населения со странами вне СНГ

человек

 

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Страны вне СНГ

-42848

-35060

-37085

-30901

-19827

-12113

-2463

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

США

-586

-501

-423

-256

-376

-297

-255

Германия

-40355

-35390

-37870

-32229

-21744

-16457

-9624

Греция

-234

-108

-63

-25

6

-4

3

Израиль

-1522

-1193

-610

-424

-234

-157

-70

Иран

75

868

190

56

-2

35

22

Канада

-330

-226

-294

-271

-367

-278

-261

Китай

140

188

644

900

1673

3342

4454

Латвия

7

8

6

9

6

5

7

Литва

-20

-13

-5

4

-14

3

5

Монголия

275

451

281

453

1134

1557

3066

Турция

49

891

333

111

188

94

270

Эстония

-4

-2

0

2

-2

6

1

Другие страны

-343

-33

726

769

-95

38

-81

 

Естественный прирост населения Республики Казахстан

 

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

6,8

5,6

4,8

4,6

4,6

4,7

4,8

5,3

6,22

8,05

8,05

 

В целом, как показывают результаты социально-демографических исследований и анализ статистических данных, на численность населения Казахстана в предстоящее время наибольшее влияние будут оказывать следующие факторы: во-первых, уровень естественного прироста населения, который в последние годы имеет тенденцию к небольшому росту, отрицательное миграционное настроение  граждан, в- третьих внешние миграционные процессы.

Использованные источники:

1.     А.Милитарев. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции)// Журнал «Диаспоры», Москва, №3, 2005 год.

2.     Население Казахстана между прошлым и будущим// http://www.polit.ru/research/2006/05/16/demoscope245.html

3.     Сайт Агентства Республики Казахстан по статистике.