РУССКИЙENGLISH
МОСКВА КИЕВ АСТАНА
CESSI — Институт Сравнительных Социальных Исследований
Точность и профессионализм, проверенные временем

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

Ракишева Ботагоз Ислямовна

зам. директора Института сравнительных
социальных исследований ЦЕССИ-Казахстан,
кандидат социологических наук

 

Глобализация: новые перспективы, риски и проблемы

Сегодня мы являемся свидетелями и порой непосредственными  участниками такого явления как глобализация. Глобализация влияет на все области развития общества, затрагивает все стороны жизни. Государства мира сталкиваются  в различной степени с данным явлением и поэтому особо важным является глубокое и адекватное осмысление основных аспектов этого процесса. Глобализация как внешний процесс во многом влияет на внутренний, это касается изменения социальной структуры общества, экономического и политического развития, культурно-ценностных ориентаций.

Мы не можем отрицать положительных моментов глобализационных процессов, это и открытость границ, что позволила нам собраться сегодня, и Интернет, развитие экономических, культурных обменов, но и о существовании негативных проявления этого процесса тоже нельзя упускать.

Вместе с новыми технологиями, открытыми рынками, мы сталкиваемся с примерами конфликтов на культурной, религиозной, языковой и этнической идентичности. Здесь ярким примером могут послужить события произошедшие в начале ноября этого года во Франции, затем распространившиеся по территории Европейского Союза.

Причинами данного конфликта, по мнению многих ученых, это можно назвать разломом цивилизации и продуктом глобализационных процессов,

Основной проблемой Европы, по мнению,  А.Г.Дугина,  известного философа –неоевразийца: заключается в ее политической антропологии, приравнивающей человека к индивидууму и рассматривающей человека в концепции Локка как чистый лист бумаги, на который все наносится путем социального воспитания. Тем самым полностью игнорируется этническая, религиозная, культурная, расовая и другая идентичность, которая рассматривается, как нечто второстепенное. Соответственно, на этой политической антропологии основана структура общества, и вводится главенствующее понятие "гражданина", которое является политическим выражением всей этой антропологии. Гражданин — это индивидуум, получивший ряд бумаг и удостоверений для проживания в той или иной стране, в том или ином обществе. Эта концепция гражданина или гражданского общества, антропологическая концепция, основанная на индивидуализме, рано или поздно дает фундаментальный сбой». Дугин считает, что именно это произошло во Франции. Согласно этой модели политической антропологии любой человек любого цвета кожи, любой культуры, любого языка, попадая в западное общество, становится рядовым элементом этого общества, точно таким же, как и все остальные.

И при этом игнорируется культурная идентичность, религиозная идентичность, которая  намного серьезней, фундаментальней и глубже, чем нормативы и коды гражданского общества  /1/.

Подобные темы поднимает  применительно  и к социологии, и к обществу, турецкий социолог Байкан Сезер в своей книге «Основные проблемы турецкой социологии». По его мнению, «первая и самая главная проблема в социологии в Турции заключается в том, чтобы в отношениях с западной социологией построить и определить свои, специфические турецкому обществу методы, необходимые для того, чтобы понять турецкое общество и разобраться в его реалиях» /2/.

Хотелось бы в качестве примера привести результаты социологического исследования, проведенного за рубежом, основной целью которого было изучение казахской диаспоры, сохранения в ней  этнических, культурных, религиозных, языковых ценностей. Так вот, главной основой для сохранения нации на протяжении более двухсот лет, стала религиозная идентичность, ставшей фундаментом сохранения этнической, культурной, языковой идентичности. Религиозная основа не дала распасться казахам и не раствориться в континентальной среде т.е. в среде страны настоящего их проживания.        

В иерархии ценностей людей религия занимает одну из главных ценностей, и в настоящее время необходимо сохранение баланса между этнической и  гражданственной идентификации должна стать одной из главных задач правительств многих стран, особенно учитывая событии произошедшие во Франции.

Современная глобализация представляет собой противоречивый процесс: если для одни