РУССКИЙENGLISH
МОСКВА КИЕВ АСТАНА
CESSI — Институт Сравнительных Социальных Исследований
Точность и профессионализм, проверенные временем

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

Ракишева Ботагоз Ислямовна

зам. директора Института сравнительных
социальных исследований ЦЕССИ-Казахстан,
кандидат социологических наук

 

Глобализация: новые перспективы, риски и проблемы

Сегодня мы являемся свидетелями и порой непосредственными  участниками такого явления как глобализация. Глобализация влияет на все области развития общества, затрагивает все стороны жизни. Государства мира сталкиваются  в различной степени с данным явлением и поэтому особо важным является глубокое и адекватное осмысление основных аспектов этого процесса. Глобализация как внешний процесс во многом влияет на внутренний, это касается изменения социальной структуры общества, экономического и политического развития, культурно-ценностных ориентаций.

Мы не можем отрицать положительных моментов глобализационных процессов, это и открытость границ, что позволила нам собраться сегодня, и Интернет, развитие экономических, культурных обменов, но и о существовании негативных проявления этого процесса тоже нельзя упускать.

Вместе с новыми технологиями, открытыми рынками, мы сталкиваемся с примерами конфликтов на культурной, религиозной, языковой и этнической идентичности. Здесь ярким примером могут послужить события произошедшие в начале ноября этого года во Франции, затем распространившиеся по территории Европейского Союза.

Причинами данного конфликта, по мнению многих ученых, это можно назвать разломом цивилизации и продуктом глобализационных процессов,

Основной проблемой Европы, по мнению,  А.Г.Дугина,  известного философа –неоевразийца: заключается в ее политической антропологии, приравнивающей человека к индивидууму и рассматривающей человека в концепции Локка как чистый лист бумаги, на который все наносится путем социального воспитания. Тем самым полностью игнорируется этническая, религиозная, культурная, расовая и другая идентичность, которая рассматривается, как нечто второстепенное. Соответственно, на этой политической антропологии основана структура общества, и вводится главенствующее понятие "гражданина", которое является политическим выражением всей этой антропологии. Гражданин — это индивидуум, получивший ряд бумаг и удостоверений для проживания в той или иной стране, в том или ином обществе. Эта концепция гражданина или гражданского общества, антропологическая концепция, основанная на индивидуализме, рано или поздно дает фундаментальный сбой». Дугин считает, что именно это произошло во Франции. Согласно этой модели политической антропологии любой человек любого цвета кожи, любой культуры, любого языка, попадая в западное общество, становится рядовым элементом этого общества, точно таким же, как и все остальные.

И при этом игнорируется культурная идентичность, религиозная идентичность, которая  намного серьезней, фундаментальней и глубже, чем нормативы и коды гражданского общества  /1/.

Подобные темы поднимает  применительно  и к социологии, и к обществу, турецкий социолог Байкан Сезер в своей книге «Основные проблемы турецкой социологии». По его мнению, «первая и самая главная проблема в социологии в Турции заключается в том, чтобы в отношениях с западной социологией построить и определить свои, специфические турецкому обществу методы, необходимые для того, чтобы понять турецкое общество и разобраться в его реалиях» /2/.

Хотелось бы в качестве примера привести результаты социологического исследования, проведенного за рубежом, основной целью которого было изучение казахской диаспоры, сохранения в ней  этнических, культурных, религиозных, языковых ценностей. Так вот, главной основой для сохранения нации на протяжении более двухсот лет, стала религиозная идентичность, ставшей фундаментом сохранения этнической, культурной, языковой идентичности. Религиозная основа не дала распасться казахам и не раствориться в континентальной среде т.е. в среде страны настоящего их проживания.        

В иерархии ценностей людей религия занимает одну из главных ценностей, и в настоящее время необходимо сохранение баланса между этнической и  гражданственной идентификации должна стать одной из главных задач правительств многих стран, особенно учитывая событии произошедшие во Франции.

Современная глобализация представляет собой противоречивый процесс: если для одних социальных групп она несет огромные выгоды, то другим – новые беды. Определяя в качестве основы происходящих в мире изменений сферу общественного производства, мы наибольшее внимание уделим экономическим аспектам глобализации, мало обращая на культурную  глобализацию, являющуюся по мнению многих ученых основой и возможной «подушкой безопасности» для этого мирового процесса. 

Между различными сферами культурной глобализации существуют как противоречия, так и совпадения- причем  и на уровне элиты, и на уровне широких масс. Если и есть аспект, который присутствует во всех этих сферах, то это индивидуализация: все сферы зарождающейся глобальной культуры способствуют независимости индивида от традиции и сообщества. Индивидуализация должна рассматриваться как социально-психологический процесс, эмпирически проявляющийся в поведении и сознании людей независимо от идей, которые могут быть у них по этому поводу. Другими словами, индивидуализацию как эмпирическое явление необходимо отличать от «индивидуализма» как идеологии (хотя они, конечно, нередко бывают связаны друг с другом).

Такой подход полезен, поскольку помогает объяснить, чем именно привлекательна новая глобальная культура. Как уже хорошо известно, модернизация разрушает господство традиции и духа коллективности, стало быть, автоматически делает индивида более самостоятельным. Это означает освобождение, но может ощущаться и как  тяжкое бремя. «Индивидуализм» как идеология дает обоснование этому освобождению, и, если угодно, облегчает бремя свободы. Так или иначе, у новой глобальной культуры есть существенное сходство с процессом модернизации, а в наше время во многих уголках мира они даже совпадают друг с другом.

На ранних стадиях процесса модернизации у людей преобладает сначала лишь ощущение открывающихся перед ними новых возможностей и стремление к большей свободе, осознание бремени обычно приходит позднее,   поэтому появляющаяся глобальная культура весьма привлекательна для все, кто высокого ценит личную свободу и стремиться реализовать ее полнее.

В социальной структуре современного общества можем отметить наличие слоя,  относящегося  к верхней части среднего класса, слой «яппи-international» (П.Бергер) -сеть сообществ молодых людей, занимающихся бизнесом и другими видами деятельности, которые появились словно бы неоткуда, бегло говорят на английском, соответствующим образом одеваются и ведут себя, работают и развлекаются, а в какой-то степени и мыслят по –английски. Слои общества различных стран по разному реагирует на глобализацию, но нужно отметить, что именно этот класс «яппи-international» более всех спокойно относятся к ней, становятся как бы ее частью, связующим звеном и чем больше будет этот слой, тем легче, безболезненнее  будет проходить этап  адаптации.

Бывают попытки агрессивного неприятия под знаменами религии (Талибан)  или национализма (Северная Корея). Так как изоляция от глобальной культуры обязательно требует  изоляции и от глобальной экономики, то затраты на такое поддержание очень высоки. Впрочем существует и не столь тотальные формы неприятия, которых придерживаются как правило правительства пытающиеся совместить участие своих стран в глобальной экономике с сопротивлением глобальной  культуре (самый яркий пример- Китай) /3/. 

С другой стороны хотелось бы привести пример Германии. После падения Третьего рейха из-за повышенной чувствительности немцев ко всему, что может повлечь за собой обвинение в возрождении национализма, у них ослабло стремление отстаивать достоинство немецкой культуры и выработалась привычка относится более или менее к влияниям, приникающим извне. Это можно почувствовать и в языке современных немцев, кроме наличия в языке множества слов из языков других стран ЕС, смягчено, а в некоторых землях и вовсе пропало жесткое «р», смягчены некоторые типичные для немецкого языка твердые согласные буквы.  

По сути своей, глобализация отвечает по своему принципу на то, что назвал А.Тойнби «вызовым и ответом». «Вызов» исходит от западных стран, в большей степени США, именно американизация связывается с понятием глобализацией, «ответ» должны дать  другие страны, и как они уже отреагируют, примут, отвергнут или растворяться, будет зависеть и дальнейшее развитие этих стран.

Вероятно одним из фундаментов для безболезненной глобализации, без затрагивания основ национальных государств может стать поиск синтеза «чужой» и национальной культур. Экономика и политика достаточно прагматичные вещи и взаимопонимания найти хоть и с трудом, но можно, чего не скажешь о культуре, религии, языке, ассимиляция которых достаточно сложный и порой невозможный процесс, сопутствует ему и войны, религиозные столкновения и т.д.

Мы пользуемся французским парфюмом, кушаем японское суши и итальянское спагетти, слушаем турецкую музыку, смотрим американские фильмы. Это тоже глобализация. Но при этом необходимо гражданам не забывать о своей культурной, религиозной, этнической и языковой идентификации. Удерживая баланс между принципами глобализации  и  основами идентичности  мы сможем сохранить национальные корни и модернизировать свои национальное государство.

 

Использованные источники:

1.     А. Дугин.  Пришел конец Европы// http://www.apn.kz/

2.     Б. Сезер. Основные проблемы турецкой социологии. Алматы, 2005 г.

3.     П. Бергер, С. Хантингтон. Многоликая  глобализация. Культурное разнообразие в современном мире, Москва 2004 год